Транспортировка товаров, как и любой другой производственный процесс, связана с затратами овеществленного и живого труда. Объем этих трудозатрат (в денежном выражении), приходящихся на одну единицу сделанной судном работы, называется себестоимостью доставки грузов.
Расходы на транспортировку товарно-материальных ценностей складываются из трех ключевых частей:
Отметим, что затраты на погрузку и выгрузку товаров планируют и учитывают по портам. Эти расходы входят в так называемую себестоимость погрузочно-разгрузочных работ.
В свою очередь, затраты, непосредственно связанные с транспортировкой грузов, планируют и учитывают по флоту. Эти статьи расходов включают в себестоимость морских перевозок. Данный показатель исчисляют как отношение затрат, связанных с использованием морских судов, к объему работы, выполняемой транспортом в течение определенного временного периода (в тонно-милях или тоннах):
Таким образом, себестоимость характеризует денежные затраты, приходящиеся на 1 тонну успешно перевезенного груза или же на 1 т-милю. Находясь в зависимости от различных внешних и внутренних факторов, данный показатель является ключевым в оценке и анализе работы морских судов. В конечном итоге, именно размер себестоимости позволяет прямо судить об экономической эффективности водного транспорта.
Также по теме читайте:
Профессиональная организация недорогих морских грузоперевозок.